Анализ наиболее часто совершаемых нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, выявленных в ходе проведения проверок и административных расследований

Типовые и массовые нарушения обязательных требований:

 

1. Основным видом является нарушение временного запрета розничной продажи алкогольной продукции в магазинах. Информацию о нарушении временного запрета розничной продажи алкогольной продукции Комитет по лицензированию получает в результате анализа информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в личном кабинете Комитета по лицензированию.  

Нарушение временного запрета продажи алкогольной продукции влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Одним из оснований для внесудебного аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является: нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2, абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ – т.е. розничная продажа алкогольной продукции в магазинах с 23:00 до 08:00 часов.

 

2. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота - нарушение статьей 16 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ.

Совершение указанных нарушений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также аннулирование лицензии во внесудебном порядке.

 

3. Нарушения государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – нефиксация алкогольной продукции в системе ЕГАИС, неведение журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данное правонарушение влечет административную ответственность по статье 14.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

 

4. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством, что влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Основным видом указанного нарушения является отсутствие на момент проверки объекта торговли и складских помещений в аренде, срок которой определен и составляет один год и более, а также неподача в течении 30 дней с момента изменения местонахождения юридического лица заявления о переоформлении лицензии.

В случае изменения местонахождения юридического лица, окончания срока аренды стационарного торгового объекта и складского помещения или объекта общественного питания, используемого для розничной продажи алкогольной продукции, лицензиат обязан переоформить лицензию в течение 30 дней со дня возникновения причин для переоформления.

Меры, которые следует предпринять участникам рынка розничной продажи алкогольной продукции, в целях недопущения нарушения лицензионных требований

Не осуществлять продажу алкогольной продукции в магазинах с 22:00 до 10:00;

- не продавать алкогольную продукцию без сопроводительных документов;

- вести журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции/правильно его заполнять;

- фиксировать в магазинах розничную продажу маркированной алкогольной продукции в системе ЕГАИС;

- отслеживать сроки действия договоров аренды;

- в случае истечения срока действия договора аренды и невозможности его продления, в случае изменения местонахождения юридического лица в установленный законом срок 30 дней подать заявление о переоформлении в лицензирующий орган. 

Контроль за предоставление деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Комитетом по лицензированию осуществляется контроль за предоставлением организациями и индивидуальными предпринимателями деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции.

Типовыми нарушениями обязательных требований при декларировании объемов розничной продажи алкогольной продукции являются: искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции.

Основными видами указанных нарушений являются:

1) указание в декларациях недостоверных сведений об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, предусмотрено, что декларации заполняются в соответствии с сопроводительными и первичными бухгалтерскими документами.

При этом, в ходе контрольных мероприятий выявляются случаи расхождения сведений, отраженных в декларациях, с данными, содержащимися в сопроводительных и первичных бухгалтерских документах.

2) непредставление деклараций;

Основными видами указанных нарушений являются непредставление деклараций при наличии остатков продукции.

При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода;

3) нарушение срока представления деклараций.

При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что декларации представляются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган, влечет аннулирование лицензий в судебном порядке (по заявлению, направленному Росалкогольрегулированием в судебные органы), а также административную ответственность, предусмотренную статьей 15.13 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Меры, которые следует предпринять в целях недопущения нарушений при декларировании оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При представлении деклараций использовать действующий формат, утвержденный Росалкогольрегулированием;

- перед началом декларационного периода проверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи;

- осуществлять контроль за корректным заполнением данных деклараций об объеме оборота и (или) использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- проводить своевременные сверки с контрагентами;

- усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в Базу данных деклараций в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);

 

 

 

 

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий (лицензиатами), представившими заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений, выявленных Комитетом по лицензированию Томской области при осуществлении лицензионного контроля.

При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление) в Комитет по лицензированию Томской области наиболее часто встречаются следующие нарушения:

а) наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

б) розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности;

в) отсутствие объекта общественного питания (к осмотру предъявляются объекты, не соответствующие требованиям ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»);

В целях предотвращения допущения указанных правонарушений, соискателям и лицензиатам необходимо:

- до подачи заявления (о выдаче/продлении срока действия лицензии) в лицензирующий орган проверять имеющуюся у организации задолженность по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- убедиться, что предприятие общественного питания соответствует национальному стандарту РФ ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».

 

Опубликовано:2017-12-25 15:42 | Обновлено:2019-07-09 15:42